Понедельник, 24.07.2017, 11:46
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мастерская учителя

Возможности использования информационных технологий в начальном образовании
[ Скачать с сервера (60.5Kb) ] 04.01.2011, 12:53

Соколова Елена Борисовна,

 учитель начальных классов

 МОУ СОШ с УИОП № 2 имени В.И.Десяткова

 г. Белая Холуница Кировской области

Возможности использования информационных технологий в начальном образовании

 

Обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Одной из целей обучения и воспитания уже в начальной школе должна стать готовность детей к овладению информационно-коммуникационными технологиями и формирование потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Применение компьютерных технологий в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения. Знания приходят только к заинтересованному человеку. Недаром народная мудрость говорит: "Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может”.

Использование ИКТ помогает учителю начальной школы перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к личностно-деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности, а также позволяет совместить игровую и учебную деятельности.

В начальных классах могут использоваться следующие формы организации учебной деятельности младших школьников на уроках с применением информационных технологий:

·                    демонстрация компьютерной презентации по конкретной теме (или отдельных мультимедиа иллюстраций, в том числе физкультминуток);

·                    тесты и тренажёры с выбором ответа, с вставкой пропусков и т.п.;

·                    информационно-обучающие программы.

При организации урока нужно прежде всего решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать его, определить место его применения на уроке.

Готовые электронные пособия (энциклопедии, справочники, учебники, тренажёры) могут оказать большую помощь в подготовке и проведении уроков. Так  мы используем интерактивные энциклопедии  "Занимательная наука. Биология”  и "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, а также программно-методический комплекс "Мир природы. Познавательные материалы по окружающему миру” содержат не только текстовую информацию, но и фото-, аудио-, видеоряды, анимацию, карты, схемы,  позволяют продемонстрировать в динамике опыты с водой, воздухом, почвой, эксперименты с растениями,  модели движения  космических объектов, круговорот воды и веществ в природе и многое другое.

На уроках математики я использую Универсальное мультимедийное пособие к учебнику 4 класса, которое включает разнообразный графический и иллюстрационный материал, тестовые задания. Практический курс "Учимся понимать живопись” и обучающая программа "Тим и Тишка спасают шедевры русского искусства” сочетают обучающие и игровые элементы и помогают научить детей ориентироваться в жанрах и художественных средствах живописи, познакомить с произведениями искусства из коллекций музеев.  

Материалы электронных пособий могут быть использованы при создании авторских компьютерных презентаций. Уроки на их основе являются одним из основных направлений применения ИКТ в моей практике.

Использование презентаций возможно на занятиях по всем учебным предметам, на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (актуализация знаний, постановка проблемы, введение нового, первичное закрепление, обобщение изученного).

Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. При создании презентации используются наиболее важные и интересные моменты темы или те, которые являются сложными для восприятия учениками.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление, процесс обучения становится менее утомительным. Просмотр и обсуждение учебного материала помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал  и увеличивает степень запоминания. Психологами доказано, что из визуально поданной информации человек воспринимает только 25%, из аудио – 12%. В то же время при сочетании аудио- и визуальном преподнесения воспринимается до 65% информации.

Презентация для урока может быть сквозной, то есть использоваться на протяжении всего урока, и несквозной – применяться на каком-то этапе урока. Учитывая, что в соответствии с требованиями современного СанПиН, общее время работы ученика начальных классов с компьютером не должно превышать 15 минут за урок, сквозную презентацию нужно использовать фрагментами по 2-3 минуты, чередуя время взаимодействия детей с компьютером с другими формами работы.

На этапе актуализация знаний беседа может сопровождаться  рисунком, требующим комментария,  заполнением "слепой” схемы. Можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), при этом лучше, если оформление слайдов останется прежним, тогда сработает ассоциативная память. Так, при работе с отрывками из летописи о жизни князя Олега Вещего, ученикам предлагалось при помощи карты восстановить свои знания. На уроках литературного чтения, окружающего мира для актуализации и проверки знаний очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, интерактивные задания. Они включаются в презентацию  или используются как самостоятельный элемент урока. На слайдах могут быть помещены иллюстрации в качестве подсказок или самих ответов.

При изложении нового материала презентация не становится простой заменой классной доске. В презентации должны быть уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами (видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, видеоэкскурсии, аудиозаписи и т.п.)

Во время показа слайдов учитель комментирует информацию на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными пояснениями и примерами. На уроке не обязательно всё объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Можно включить в сценарий урока и опыты (особенно если их могут сделать учащиеся), и записи на доске, и показ предметных коллекций. А на слайде презентации может только остаться название эксперимента или объекта.

Так при изучении почвы дети под руководством учителя проводят опыты и определяют её состав. А на слайде после каждого эксперимента появляются всё новые названия компонентов почвы.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на экран.

Например, при знакомстве с понятием "лента времени” ученикам было предложено расположить объекты (компьютер, динозавр, египетские пирамиды, электрическая лампочка, рыцарь) в порядке их появления на Земле. Дети высказали свои версии  и проверили их правильность с помощью интерактивной схемы (объекты расположились в верной последовательности).

Виртуальные экскурсии чаще всего используются на уроках окружающего мира. Они  дают возможность "побывать” в различных уголках нашей страны и всего земного шара, познакомиться с особенностями разных природных зон. Так во 2 классе это могут быть экскурсии по России: в столицу нашей родины Москву, в Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца. В 3 классе дети "путешествуют” по странам Европы. В 4 классе знакомятся с особенностями Арктики, тундры, степей и пустынь, объектами Всемирного природного и культурного наследия.

Виртуальные экскурсии - это один из видов презентаций, в создании которых могут принимать активное участие сами учащиеся. Это  развивает навыки работы в информационных системах, формирует учебные и коммуникативные навыки у школьников. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию обучающихся, дети гораздо лучше усваивают учебный материал. Особенно это касается авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации.

Интерактивные плакаты позволяют с помощью гиперссылок перейти к более детальному и углублённому рассмотрению отдельных объектов. При обучении написанию букв и цифр в 1 классе и отработке графических навыков во 2 – 4 классах огромную помощь могут принести плакаты, где представлен печатный и письменный образ каждого знака (буквы, цифры), а также показан маршрут написания его. Плакат позволяет многократно возвращаться к необходимой информации в любой последовательности.

При изучении темы "Пустыни” плакат представляет собой блок-схему аспектов изучения природной зоны (климат, поверхность, животный и растительный мир, взаимодействие с человеком), а конкретную информацию можно получить при переходе на другие слайды.

На уроках изобразительного искусства и технологии при помощи презентаций проходит знакомство с работами художников, скульпторов, мастеров народных промыслов; образцами художественного искусства и архитектуры, техникой выполнения работ.

На этапах закрепление изученного материала и при организации текущего контроля могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. На уроках окружающего мира и литературного чтения это задания на составление или восстановление логических цепочек, схем, заполнение таблиц. На уроках математики и русского языка презентация может использоваться как тренажёр по отработке навыков счёта, орфографических и пунктуационных умений. Для этого ученикам предъявляется задание (числовые выражения, слово, текст и т.д.) с пропусками, которые заполняются на экране при проверке. Можно сначала дать возможность обучающимся назвать их предполагаемый ответ, а затем продемонстрировать правильное решение с обоснованием.  Выполнение задания, предложенного в компьютерной программе, может дублироваться учеником, работающим у доски, с последующим сравнением результатов. Кроме усиления обратной связи развивается рефлексия учебной деятельности у школьников, что положительно сказывается на результатах обучения

На уроках литературного чтения использование ИКТ даёт широкие возможности работы над осознанной выразительностью речи. Учащиеся могут прослушать аудиозаписи литературных произведений в исполнении мастеров слова,  при необходимости они могут сопровождаться видеорядом. Самостоятельный подбор иллюстраций детьми  и составление видеоряда к поэтическим произведениям помогает глубже понять настроение стихотворения. Для работы над темпом чтения можно задать определённую скорость смены кадров.

Применение электронных тренажеров во внеурочное время позволяет в индивидуальном порядке разрешить проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Мотивационный потенциал компьютера способствует тому, что такая деятельность, как правило, не воспринимается школьниками в качестве дополнительной нагрузки. Так я использую в своей работе игровые программы "Алик. Занимательная математика”, игры серии "Школьное приключение”.  Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой.

Для современных детей Интернет - один из способов доступа к нужной информации, в том числе об олимпиадах и конкурсах. Тематическая область таких конкурсов и олимпиад весьма разнообразна. Во внеурочной работе мои ученики используют возможности ИКТ для подготовки к ним, учатся на дистанционных курсах.

Применение новых информационных технологий позволило  расширить возможности получения учебной информации, наполнить уроки новым содержанием. В результате более легко, свободно и быстро протекает учебная деятельность младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится творческим, инициативным,  активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение),  что способствует продуктивности учебной деятельности. У ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Задача учителя начальной школы показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации.

Категория: Мастерская учителя | Добавил: Socol
Просмотров: 4249 | Загрузок: 464 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: