Вторник, 19.03.2024, 10:04
Приветствую Вас, Гость

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 19 ноября 1998 года N 1561/14-15

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе

Характеристика цифровой оценки (отметки)
 

"5" ("отлично") - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

Два недочета приравнивается к одной ошибке.

"4" ("хорошо") - использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы" (читаемость, аккуратность, чистота, соблюдение правил оформления, наличие исправлений и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
 

Критерии и нормы оценки по отдельным учебным предметам

Русский язык
Учитываемые ошибки:
- пропуск, перестановка, замена и вставка лишних букв в словах; .
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- ошибки на изученные правила по орфографии;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении, сочинении).

Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной" строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

При оценке изложения учитывается полнота передачи основного содержания текста, наличие пропусков существенных моментов в тексте, искажения при передаче авторского замысла, наличие/отсутствие главной части повествования.



Литературное чтение
"5" - чтение осознанное, беглое, правильное, с соблюдением основных норм литературного произношения, передача с помощью интонации смысла прочитанного и своего отношения к содержанию;
- полный, краткий и выборочный пересказ текста;
- самостоятельное составление простейшего плана, выявление основного смысла прочитанного;
- самостоятельно нахождение в тексте слов, выражений и эпизодов для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
- знание и выразительное чтение наизусть стихотворений.

"4" - чтение беглое, с использование логических ударений и пауз;
- 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
- составление плана прочитанного, полный (краткий, выборочный)пересказ текста;
- самостоятельное выделение главной мысли прочитанного, отдельные речевые ошибки и самостоятельное их устранение;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

"3" - чтение осознанное, недостаточно выразительное,  3 - 5 ошибок;
- передача полного и краткого содержания текста, основной мысли прочитанного;
- составление плана с помощью наводящих вопросов учителя;
-воспроизведение наизусть стихотворения, но с ошибками и исправление их только с помощью учителя.

 

"2" - большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабое понимание прочитанного, более 6 ошибок;
- пересказ текста непоследовательный, с искажением содержания прочитанного, множество речевых ошибок;
- ученик не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.



Кроме техники чтения контролируется: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).


Критерии оценки читательских умений:

1 класс: слоговое чтения + чтение целыми словами; осознание общего смысла читаемого при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

2 класс: чтение целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

3 класс: осмысление прочитанного при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); выразительное чтение подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

4 класс: осмысление прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительное чтение по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; ;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.



Математика

Оценивание устных ответов
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.

Оценивание письменных работ
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
- наличие записи действий;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценка комбинированной работы (задача, примеры, другие задания)
"5" -
работа выполнена безошибочно;
"4" - 1-2 вычислительные ошибки или несколько исправлений;
"3" - ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или 3-4 вычислительные ошибки;
"2" - более 5 вычислительных ошибок.



Окружающий мир (естествознание и обществознание)

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков, схем, презентаций...

Рассказ-рассуждение проверяет умение самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Ошибки:
-неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов; их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:
-преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.

Критерии и нормы оценки по окружающему миру
"5" - осознанное и логичное изложение учебного материала, с использованием свои наблюдений в природе, установление связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), полные ответы на все поставленные вопросы.
"4" - отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
"3" - ученик усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
"2" - незнание большей части программы.