Компьютер занял прочное место в современной жизни не только взрослых, но и детей. При поступлении ребёнка в школу возникает вопрос: нужен ли маленькому ученику компьютер ? И, если нужен, то как сделать общение с компьютером безопасным для здоровья ребёнка - физического и психического?
Компьютер привлекателен для ребёнка и, в то же время,предоставляет широкие возможности для решения учебных задач. В процессе игры развиваются память и внимание.Разнообразные обучающие игры и программы позволяют в увлекательной форме учиться грамоте, счёту, языкам... От игры на компьютере редкий ребёнок откажется, взрослым важно подобрать соответствующие программы. Современные учебники имеют готовые электронные приложения с учебным материалом в игровой и занимательной форме.
Информация в таких условиях усваивается быстрее и качественнее, так как яркий материал запоминается более осмысленно на более долгое время.
Совершенно обоснованно у родителей возникает и опасение за здоровье ребёнка.
Главный фактор - зрение. Из-за нагрузки на глаза могут возникать головные боли и головокружение.
- Монитор должен находиться по середине линии взгляда на расстоянии 50-60 см от глаз.
- Помещение должно быть хорошо освещено. Работать на компьютере в тёмной комнате НЕЛЬЗЯ!
- Во время просмотра телевизора или работы за компьютером мы моргаем в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, глаза реже омываются слезной жидкостью. Возможно пересыханием роговицы глаза.Поэтому время от времени нужно переводить взгляд от экрана на удалённые предметы, а каждые 15 минут делать перерывы на 2-3 минуты и гимнастику для глаз.
Рекомендуемая длительность непрерывной работы на компьютере
1-4 класс - 15 минут
5-7 класс - 20 минут
8-9 класс - 25 минут
10-11 класс - на первом часу работы 30 минут, далее после перерыва 20 минут
- Отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Ребёнок ещё не умеет себя контролировать, ограничивать.
- Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.
- Сталкиваясь с трудностями и не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, ребёнок уходит в придуманный «свой мир».
- Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.
- Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на согласованные действия.
- Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.
- Замкнутость ребенка. Малообщительный ребёнок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками, также подвержен риску компьютерной зависимости.
- Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.
- Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.
Чрезмерное увлечение компьютером - индикатор состояния ребёнка, который не находит себя в реальном мире и потому погружается в мир виртуальный. Взрослые не всегда оказываются в состоянии заметить переживания ребенка, происходящие с ним изменения. За внешним благополучием ребёнка могут скрываться серьёзные переживания по поводу собственной несостоятельности и неполноценности.
- Познакомьте ребёнка с временными нормами .
- Организуйте и контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, хобби, чтение).
- Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.
- Учите ребёнка правилам общения, способам выхода из стрессовых состояний.
- Играйте в настольные и другие игры.
- Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
- Познакомьте ребёнка не только с играми. но и другими возможностями работы на компьютере - текстовый и графический редактор, программы для создания презентаций.
- Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).
Игра дает ребёнку широкий спектр эмоций - как положительных, так и отрицательных, которые не всегда дает ему жизнь. Есть и другой важный аспект: у ребёнка в игре создается иллюзия овладения миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность.
- Не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).
- Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
- Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.
- Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
- Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
- Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.
- В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.
- Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
- Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребёнка, частично изменив его сознание.