Понедельник, 20.11.2017, 20:13
Приветствую Вас, Гость

 Хорошо известно, что общительный ребенок пользуется намного большей популярностью у сверстников и имеет больше шансов на успешную карьеру и гармоничные отношения в его будущей семье.
 Исследования показывают, что к застенчивости есть генетическая предрасположенность, выражающаяся в виде избегания ребенком всего нового, в частности, - избегания новых контактов. Однако, существует еще один мощный фактор.
 Робкий ребенок избегает контактов, потому что у него нет успешного опыта общения с малознакомыми ему людьми. А такой опыт невозможен без владения ребенком некоторыми базовыми навыками общения.
 Задача родителей – научить его этим навыкам. Некоторые дети учатся навыкам общения налету, другим нужна небольшая тренировка. Это не сложно, так как проблема страха общения в значительной степени решается умением ребенка уверенно применять всего 3-4 фразы.

1. Научите его знакомиться
 Умение знакомиться – уже полдела. Многие дети боятся подойти и познакомиться просто потому, что не знают что сказать. Порепетируйте: сначала вы играете роль ребенка, а он – того мальчика на площадке. «Ты подходишь и говоришь: «Привет, меня зовут Ваня, а тебя?»» Вот и все. «Теперь я – тот мальчик, а ты – подходи и знакомься со мной, говори «Привет, меня зовут Ваня, а тебя?».

  Если ребенок повторил за вами, отпразднуйте это, как минимум, захлопайте в ладоши и похвалите. Если он не проявляет желания поиграть с вами в эту игру, предложите ему другую – разыграйте эту сценку между его любимыми куклами (машинками, динозаврами и пр.).
 Кроме этого, научите ребенка, когда он произносит заветную фразу смотреть в глаза, улыбаться (очень важно!) и, для детей постарше, протягивать руку.

2. Научите его присоединяться к группе
 Многие дети с интересом наблюдают за группой сверстников, увлеченно играющих неподалеку, но не решаются подойти и присоединиться. Научите его как это сделать.
 Дети обожают инициативных и гибких. Первое качество проявляется в речи фразой «А давайте…», а второе - «Ну, хорошо…»
 Точно также как и репетицию знакомства, проигрывайте эти две фразы в разных вариациях между собой или с игрушками. А главное, сами проявляйте инициативность и гибкость в жизни, - помните о силе личного примера.


3. Научите его интересоваться и задавать вопросы
 Умение слушать, особенно активно слушать, - самый редкий и самый мощный из всех навыков общения. Развитие этого навыка – несомненно одна из главных задач воспитания детей. Активно слушать – означает проявлять интерес к словам говорящего и задавать уточняющие вопросы.


 Выберите 2-3 темы, которые интересуют всех детей, например, «увлечения», «друзья», «что ты больше всего любишь», «музыка» и т.д. Разучите с ребенком 2-х шаговую технику по каждой теме: первый шаг – проявление интереса по одной из тем, второй – уточняющий вопрос.
 Продемонстрировать свой интерес можно одним вопросом: «Скажи, во что ты любишь играть?», «У тебя есть друзья?», «Какая группа тебе больше всего нравится?». Уточняющий вопрос зависит от ответа.

 
Помогите ребенку освоить по одной фразе по каждой теме, и прорепетировать с ним несколько вариантов уточняющих вопросов, чтобы он понял сам принцип уточнения (привязка к ответу на первый вопрос). Методы те же: роли и личный пример.
 Главное – покажите ребенку, как слушать, не перебивая. Выражайте бурную радость по поводу каждого, пусть малого, продвижения вперед.


4. Научите хвалить собеседника
 Еще пара полезных фраз и ребенок будет удивлен неожиданным вниманием и доброжелательностью к себе со стороны сверстников (и, наверняка, восхищением со стороны взрослых).
 Эти фразы, как по волшебству, меняют отношения людей к человеку их произносящему. Они просты, но обладают огромным по силе потенциалом влияния на собеседника. Вот они: «У тебя это здорово получается!», «Отличный выбор!», «Как тебе это удалось?!» и тому подобные.
Используйте их сами и учите ребенка. Результат вас удивит.


5. Поощряйте смелость
 Не забывайте, что на более глубоком уровне (в отличие от полезных фраз) основное противоядие застенчивости (и многим другим дезадаптивным моделям поведения) – смелость.
 Поощряйте разумный риск и подталкивайте к нему ребенка во всем и всегда, когда это только возможно. Особенно, когда ребенок делает что-то в первый раз. Без такого опыта гармоничное развитие ребенка невозможно.
 Девиз смелости и решительности «Давай попробуем!» Говорите эту фразу (и поступайте соответственно), и она глубоко засядет в подсознание ребенка, обеспечивая ему жизненные силы и энергию для решения любой жизненной задачи.
 Смелое поведение довольно легко закрепляется, так как ощущение риска сопровождается возбуждением, делающим мозг ребенка восприимчивым, и ваша похвала и радость успеха быстро и прочно фиксирует опыт как правильный.


Предлагаем 2 упражнения:

·         Выберите три наиболее полезных для вашего ребенка фразы и отрепетируйте их в ролевой игре, как описано выше. Применяйте их в собственной речи, чтобы ребенок слышал их от вас и мог копировать.

 

Тренируйтесь во дворе, в гостях, везде, где есть возможность. Поддержите ребенка перед «большим самостоятельным плаванием», повторите фразы (генеральная репетиция), сами стойте поодаль и знаками подбадривайте и показывайте свое восхищение его успехом. Ваша роль внимательного и доброго тренера непременно принесет свои плоды.