В период адаптации к школе у детей часто наблюдаются сложности в отношении к урокам, к домашним заданиям, к оценкам. Для одних учеников оценки являются очень мощным стимулом, а для других это серьезное препятствие к раскрытию своих возможностей, причина возникновения школьных страхов. Адекватное отношение к результатам позволяет понять детям логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а также вероятность и возможность при желании их улучшать, исправлять, то решение проблем, преодоление трудностей для них будет привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками в течение всей их жизни.
Двенадцатая сказка.
Домашнее задание
После дня рождения трудно было Волчонку сосредоточиться на домашнем
задании. Ему вспоминались игры, музыка и смех, но только не школа,
не математика. Однако он еще помнил слова учителя о проверке решения
задач. И Волчонок с неохотой достал учебник и несколько раз перечитал
условие задачи.
- Ничего не понимаю! - крикнул он в отчаянии и закрыл книгу.
- Что случилось? - поинтересовался его папа, оторвавшись от чтения
"Лесной газеты".
- Такие трудные задачки напридумывали, что в них никто не разберется!
- продолжал возмущаться Волчонок.
- Ну-ка, покажи, что там у тебя за трудная задачка? - заинтересовался
папа Волк.
- Вот, смотри! - ответил обрадованный Волчонок, быстро избавляясь
от наскучившего задания.
- Так, так, так... - поразмыслил немного отец и быстро написал решение
задачки.
- Ух, ты! - воскликнул сынишка. - Ты, папочка, так быстро решаешь?!
Отец важно и гордо отдал учебник и решенную задачку Волчонку, а
сам продолжил чтение газеты.
Волчонок принялся выполнять следующее домашнее задание. Но он никак
не мог сосредоточиться, постоянно мысли убегали куда-то, голова
казалась пустой как барабан.
- Ох, что же мне делать? - мучился ученик. - Пойду опять к папе.
- Что, опять не получается? - спросил отец, посмотрев на грустного
сынишку.
- Угу, - пробурчал Волчонок.
- Ну, хорошо, давай посмотрю. - И задача вновь была им решена.
- Папочка, спасибо, ты так меня выручил! - прыгал счастливый Волчонок
вокруг отца. - Можно я
пойду играть?
- Собери портфель для завтрашнего дня и можешь идти.
- Хорошо! Я соберу мигом! - И через несколько минут Волчонок будто
на крыльях вылетел из
дома.
На следующий день перед уроком ребята сравнивали ответы в задачках.
Волчонок с гордостью показывал всем свою домашнюю работу.
Учитель-Еж проверил решение задач и похвалил Волчонка за сообразительность.
Волчонку было приятно и почему-то немного стыдно.
- А сейчас мы решим такие задачки вместе, и Волчонок нам поможет,
- сказал Учитель, пригласив Волчонка к доске.
Волчонок почувствовал страх, ведь он один знал, что с этими задачками
самостоятельно ему не справиться, он даже не помнил папино решение.
- Я не знаю, как решать... - прошептал Волчонок.
- Но ведь ты справился с задачами дома, значит, справишься и сейчас,
- приободрял ученика Еж.
- Мне папа помогал, он мне все решил, - признался Волчонок.
- Значит, все домашнее задание выполнял твой отец? - удивился Учитель.
- Да... - почти беззвучно прозвучал ответ.
- Передай своему папе, что он прекрасно разбирается в математике.
Но если он будет решать за
тебя, то его сын так и останется неграмотным. Ребята, кому задают
домашнее задание?
- Ученикам, чтобы научиться самостоятельно мыслить и закреплять
знания, - уверенно произнес
Медвежонок.
- Верно! И такая помощь родителей мешает развиваться их ребенку,
- продолжал Учитель.
- Я хотел, чтобы меня похвалили, - грустно объяснял Волчонок.
- А тебе было приятно от такой похвалы? Ведь трудился-то не ты,
а твой папа.
- Да мне было немного стыдно, - вспоминал свои чувства Волчонок.
- А когда меня пригласили к доске, стало очень страшно.
- Это могло произойти с любым из наших учеников. И твоя ошибка помогла
нам всем понять, что
радостные чувства, чувства удовлетворения мы получаем от собственного
труда, от своих побед. В школе учатся, иногда это бывает трудно,
но важно, чтобы каждый ученик смог справиться со своими трудностями
самостоятельно.
- А если мы не сможем выполнить домашнее задание, то в школу можно
приходить с невыученными уроками? - поинтересовалась Белочка.
- Если вы долго думали, но не смогли решить задачу, тогда перед
уроком желательно сказать об
этом мне, - предложил Учитель. - И мы вместе постараемся понять
и во всем разобраться.
- А вдруг я никогда не смогу научиться решать задачи, постоянно
буду приходить с невыученными уроками? - волновался Волчонок.
- Тогда на уроке или после уроков мы с ребятами будем стараться
объяснить тебе, чтобы ты все
понял. Когда ученик старается, ему необходимо помочь. А если он
ленится, не хочет трудиться, то
помогать ему вряд ли кто захочет.
Волчонок опустил глаза и твердо сказал:
- Я буду стараться!
- Вот и замечательно! Продолжим урок, Медвежонок поможет нам решать
задачу.
Если ты справишься, Медвежонок, то получишь пятерку. Это самая лучшая
отметка в школе.
Но об отметках и оценках на следующем уроке.
Тринадцатая сказка.
Школьные оценки.
Учитель на перемене раздал ученикам дневники. У Медвежонка в дневнике
красовалась пятерка по математике. Все ученики с удивлением ее рассматривали.
- Цифра как цифра, что в ней такого? - не понимал Лисенок.
- Есть в ней какая-то притягательная сила. Смотрю и восхищаюсь!
- любовался Медвежонок.
- Это потому, что тебе эту оценку за хороший ответ поставили, поэтому
ты и радуешься! - рассуждал Зайчонок.
А Белочка добавила:
- Теперь все будут знать, какой ты у нас умный. Вот твоя мама обрадуется!
Я бы тоже хотела получить пятерку.
- Обязательно получишь! - с уверенностью произнес Учитель-Еж. -
А сейчас поиграем в игру "Хорошо и плохо".
- Это опять о поведении, что ли, говорить будем? - поинтересовался
Волчонок.
- Нет, не о поведении, вернее, не только о поведении, - продолжал
учитель. - В игре каждый из вас покажет свое отношение к тому, что
я скажу. Показывать будем мимикой, то есть выражением своего лица.
Если вы хорошо к этому относитесь, то и на лице у вас будет радостная
улыбка. А если плохо, тогда хмуро сдвинуты брови.
- А если мне все равно и я никак не отношусь? - спросил Лисенок.
- Тогда твое лицо будет без выражения, равнодушное, - пояснил Учитель.
- Приготовились?
Еж по очереди называл занятия, пищу, увлечения, игрушки, а ученики
мимикой выражали свое отношение.
- Ребята, вы заметили, какие мы все разные, и у нас бывают разные
оценки одного и того же предмета, но бывают и одинаковые. То, что
вы делали сейчас в игре, можно назвать оценкой. Ведь каждый из вас
думал и анализировал. Вы оценивали все, что я называл, используя
свой личный опыт.
- Да, я очень люблю есть морковку и яблочки, поэтому я мимикой показал
свое положительное отношение к этому, - улыбаясь, вспоминал Зайчонок.
- А я хотел сначала показать свое хорошее отношение к такому занятию,
как кричать, но потом
вспомнил, что меня за это мама поругала, и передумал, - поделился
своими мыслями Волчонок.
- А я думаю, что наши родители с помощью своих оценок помогают нам
понять, что хорошо и
что плохо, - сделал вывод Зайчонок.
- Да, я как посмотрю на маму, так сразу понимаю по ее лицу, правильно
я делаю или нет, - сказал Медвежонок.
- А я, когда был маленький, - вспомнил Лисенок, - иногда баловался
и папа мне жестами показывал, что бы я перестал. Значит, оценивать
можно и жестами.
- Ой, а моя мама, - продолжила разговор Белочка, - свое отношение
к моим поступкам выражает голосом, то есть интонацией. Она позовет
меня по имени, и я сразу понимаю, сердится моя мама или радуется.
- Это действительно так. Вы сами, ваши родители отражают свое отношение
мимикой, жестами, интонацией и словами, - подтвердил Учитель. -
Так мы понимаем друг друга. И когда учатся чему-то новому, чтобы
идти правильным путем, наблюдают за оценками окружающих. А как же
в школе? Какие в школе оценки?
- Когда я отвечаю, то смотрю на учителя и ... на своего соседа,
Волчонка, - призналась Белочка. -
Если все правильно, то они утвердительно качают головой.
- Но Волчонок иногда ошибается, ведь он тоже учится, поэтому смотри
лучше на учителя, - посоветовал Медвежонок.
- А я как услышу такие слова, как "хорошо", "молодец"
от учителя, так понимаю, что хорошо справился с заданием, - рассказал
о себе Волчонок.
- За весь урок учителю необходимо показать свое отношение к успехам
и неудачам каждого ученика.
Отметка подтверждает данное отношение, как результат усвоенных знаний
и умений, - объяснял Еж. - Отметку часто называют оценкой успеваемости,
потому что она помогает ученику, учителю и родителям оценить школьную
успеваемость. Это как специальные школьные сигналы.
- Как у моряков или военных? - заинтересовался Зайчонок.
- Наверное, что-то общее есть, - согласился Учитель. - Если пятерка
- все прекрасно, так держать. Если четверка - хорошо, но можешь
еще лучше. Тройка - пора срочно браться за дело, изучать, стараться
понять. А двойка - это сигнал бедствия, трудись сам и обращайся
за помощью.
- А единица? - поинтересовалась Белочка.
- Сидим на мели, кораблю нужен буксир!!! - пошутил Лисенок.
Ученики дружно рассмеялись. А Учитель, улыбаясь, продолжал:
- Вы прекрасно поняли, что такое отметка! Я надеюсь, каждый из вас
будет стремиться получать четверки и пятерки!
- А при неудачах обращаться за помощью к учителю и к товарищам?
- спросил Зайчонок.
- Конечно, и еще при неудачах помнить о том, что мы учимся, что
главное - старание, и все обязательно получится!
Четырнадцатая, сказка.
Ленивец.
В Лесной школе все ученики добросовестно относились к заданиям.
Медвежонок сначала тоже старался, но потом стал уставать, появились
равнодушие и лень. Все чаще его находили на мягком диванчике. Маму
Медвежонка это сильно беспокоило.
- До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным
и вялым, - говорила она.
- Я решил зря силы не тратить! - ответил ей Медвежонок.
- Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь,
сынок! - ласково произнесла Медведица.
- Не хочу больше учиться! Надоело мне! - проворчал Медвежонок. -
Я думал, что это легко -
быть школьником. Что все будет получаться само собой, а оказывается,
надо трудиться. Не хочу!!!
- Конечно, иногда хочется быстрых результатов, - вздохнула мама.
- Но ведь хорошо быстро
не бывает!.
- Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! - воскликнул Медвежонок
и отвернулся к стене,
чтобы не видеть расстроенной Медведицы.
- Любой ребенок или взрослый испытывает чувство усталости, но хороший
отдых на воздухе, сон
помогают справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если
ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца.
- Что это такое? - поинтересовался Медвежонок.
- Не что, а кто. Это зверек, наверное, родственник обезьянки. А
может, он и был когда-то давным-давно обезьянкой, пока с ним не
произошла одна история. Так же, как ты, он почувствовал однажды
сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается
трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролет Ленивец
висел на дереве вниз головой, потому что подняться или перевернуться
ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился,
когда его покусывали. "Лень!" - думал он. Конечно же,
Ленивец не умывался, не расчесывал шерстку и не чистил зубы. Из-за
этого он выглядел лохматым, грязным, с темными зубами и неприятным
запахом. "Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!"
- продолжал размышлять Ленивец.
Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным
кокосовым молочком. "Эй, Ленивец, поиграй с нами!" - кричали
они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно
пожевывал листья с дерева, на котором он висел. "Даже есть
лень!" - удивлялся сам себе Ленивец.
Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило
рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве.
Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий
пример самого ленивого существа на свете.
- Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? - закончила
свой рассказ Медведица.
- Нет, не хочу! - твердо произнес Медвежонок. - Но можно я хоть
отдохну немножко?
- Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу!
- Хорошо, мама! Я так и сделаю! - ответил Медвежонок.
Пятнадцатая сказка.
Списывание.
Медвежонок пришел в школу в хорошем настроении, готовый к новым
испытаниям.
На уроке Учитель дал всем задание придумать рассказ о своих лесных
приключениях. Ученики взялись за дело. Медвежонок вспомнил о том,
как он познакомился с дикими пчелами, и решил описать это в своем
рассказе. Лисенок описывал лесное озеро с чудесными цветами и свои
ощущения от купания в нем. Волчонок вспоминал, как он собирал ягоды
для компота, а по дороге все сам скушал. Белочка - свой первый поход
за грибами, как она набрала одних мухоморов. А Зайчонок не смог
ничего вспомнить и придумать, хотя старался изо всех сил. Все ученики
уже заканчивали свою работу, только у Зайчонка была чистая тетрадка.
- Я тоже хочу получить хорошую оценку за рассказ, но сегодня совсем
не думается. Можно, Медвежонок, я спишу твой рассказ, будто бы мы
вместе за медом ходили, - обратился Зайчонок к своему соседу.
- Ладно, списывай, - разрешил Медвежонок. - А на другом уроке я
у тебя списывать буду.
- Договорились! - обрадовался Зайчонок и быстро переписал всю историю
медвежонка в свою тетрадочку.
- Прошу всех сдать тетради, - попросил Учитель.
Ученики стали передавать тетрадочки дежурным.
- Отдохните на перемене, а я проверю ваши сочинения, - предложил
Еж.
Ребята веселой толпой выходили из класса, рассказывая друг другу
свои истории.
Когда прозвенел звонок на урок, ученики с нетерпением ждали результатов.
- Ваши сочинения показали мне, что вы многому научились. Каждый
из вас понятно и грамотно выражал свои мысли, ошибок почти нет.
Поэтому оценки у всех хорошие - четверки и пятерки. Молодцы,
ребята! - с гордостью произнес Учитель.
Ребята, радостные, рассматривали свои тетрадочки, изучали оценки.
- А у нас с Медвежонком странная какая-то отметка поставлена, и
что она означает, мы не знаем, - обратился Зайчонок к Ежу.
- Да какая-то дробь получается: четыре вторых
или четыре разделить на два. Что это? По двойке нам с Зайцем? Да?
- удивлялся Медвежонок.
- Не совсем, - ответил Учитель. - Вам за одну работу поставлена
одна отметка, а так как она в двух
тетрадях одинаковая, то, значит, четверка на двоих.
- Но так ведь не бывает? Нет таких отметок! - возмутился Зайчонок.
- Конечно, как нет одинаковых сочинений. Даже если бы вы вместе
ходили за медом, то одно бы событие описывали по-разному, мысли
и чувства отличались бы в ваших историях, - объяснял Еж.
- А что же нам теперь делать? - спрашивали расстроенные Зайчонок
и Медвежонок.
- Кто-то из вас постарался, а кто-то пользовался трудом друга. Поэтому
я предлагаю лодырю потрудиться по-настоящему, чтобы получить заслуженную
оценку, - спокойно предложил Учитель.
- Я не лодырь, - обиделся Зайчонок. - Просто мне сегодня трудно
думается, вот я и попросил Медвежонка помочь.
- Разве это помощь? - возмутились ученики.
- Это медвежья услуга! - воскликнула Белочка. - Тебе, Заяц, от такой
услуги будет вред один, ведь ты так и не научишься сочинения писать.
- А мне Медвежонка жалко, - тихо произнес Лисенок. - Он старался,
сочинял, а ему попало.
- Не надо было Зайчонку такую услугу оказывать! - крикнул Волчонок.
- Давайте сейчас перестанем спорить и дадим возможность виновникам
самим исправить положение
вещей, - предложил Учитель. - Если Зайчонок принесет завтра новое
сочинение, то Медвежонок получит свою законную четверку.
- Я все понял, - согласился Зайчонок.
- И я понял... - произнес Медвежонок.
- Я думаю, многие из вас сегодня поняли, что списывание приносит
больше вреда, чем пользы! -
подвел итог Учитель.
- Да, вот, оказывается, какая бывает медвежья услуга... - прошептал
Волчонок.
- Ну что же теперь, так и будете меня ругать? - спросил обиженный
Медвежонок. - Я ведь как лучше хотел!
- Медвежонок, мы очень любим тебя! Ты действительно умеешь помогать!
- успокоила Белочка. -
Но неудачную помощь мы будем называть "медвежьей услугой",
ладно, без обид?
- Ладно... - проворчал Медвежонок, почесывая лапой свой затылок.
Шестнадцатая сказка.
Подсказка.
Быстро пробегали дни, наши ученики взрослели, учились писать и
считать, учились исправлять не только свои школьные ошибки, но также
ошибки в поведении.
За окном ветер срывал последнюю листву, первые пушистые снежинки
кружились над оголенным лесом. В классе было тепло и тихо. Ученики
рассматривали гербарий из сухих листьев, повторяли их названия.
Взгляд Волчонка остановился на большущей снежинке, которая прилипла
к стеклу, сопротивляясь порывистому ветру. Но снежинка не хотела
улетать, напротив, к ней прилипали ее подружки, собираясь в настоящий
снежный ком на стекле. Это зрелище заворожило Волчонка своим волшебством,
и он не сразу услышал вопрос Учителя, а почувствовал, что Белочка
толкает его в бок. Поднявшись, он растерялся, не зная, что же надо
делать.
- Мы сейчас познакомились с новым видом кустарника, который не встретишь
в нашем лесу, но его
часто сажают в парках как "живую изгородь", - обратился
к Волчонку Учитель. - Мне бы хотелось,
чтобы ты, Волчонок, еще раз произнес его название.
Волчонку стало почему-то очень жарко, он пытался вспомнить известные
ему названия кустарников, однако "живую изгородь" он еще
не встречал.
В классе возникла пауза, Волчонку она показалась вечностью. Молящим
взглядом он обратился к соседке. Белочка тихим шепотом произнесла:
"Барбарис".
- Борис! - громко и уверенно ответил Волчонок. Все ученики громко
засмеялись.
- Тихо, тихо, ребята, сейчас он вспомнит! - успокоил их Еж.
Волчонок напряг все свои слуховые способности, чтобы разобрать название,
и вновь с мольбой во взгляде посмотрел на Белочку. Она тихо повторила:
"Барбарис".
- Барбара, - уже менее уверенно сказал Волчонок.
Грохот смеха раздался после слов Волчонка. Некоторые ученики даже
утирали слезы от смеха. У Волчонка тоже появились слезы, но не от
радости.
- Борис и Барбара - это имена. А название кустарника "Барбарис",
- серьезно начал свою речь Учитель, чтобы помочь Волчонку в затруднительном
положении и успокоить класс. - На этом кустарнике растут плоды,
из которых можно варить варенье.
- Какое ты любишь варенье, Волчонок?
- Земляничное... - с трудом произнес Волчонок.
- А я люблю вишневое варенье! - воскликнула Белочка.
- Почему же ты, Волчонок, сейчас не просил подсказки у Белочки?
- улыбаясь, спросил Еж.
- Любимое варенье я и сам знаю, - грустно ответил Волчонок.
- Если кто-то забыл, отвлекся, не услышал, пусть он прямо об этом
говорит. С подсказкой бывают самые смешные и неприятные для учеников
истории, - обратился Учитель ко всему классу. - Расскажи, Волчонок,
как ты себя чувствовал в этой ситуации?
- Так плохо, что и вспоминать не хочется, мне казалось, что я проваливаюсь
сквозь пол или раскалываюсь, как чайник от перегрева, - поделился
своими переживаниями Волчонок.
- О чем же ты думал, что не слышал объяснения и названия? - поинтересовался
Еж.
- Я рассматривал снежинку на стекле и сочинял про нее сказку. Как
однажды путешествовала смелая снежинка и заглядывала в окна. Ей
было любопытно, что происходит в домах. Когда она находила что-то
интересное, то созывала своих подруг.Вместе с подружками они беседовали,
делились впечатлениями, отдыхали перед новой дорогой.
Волчонок заметил, что все его товарищи с огромным вниманием слушали
сказку, мечтательно засмотревшись на снежинку.
- Вот об этом я и думал, - ответил Волчонок.
- А сейчас, когда ты рассказывал, какое чувство было у тебя? - продолжал
спрашивать Учитель.
- Мне было приятно, что я свободно рассказываю о своих мыслях, и
что весь класс понимает и
внимательно слушает меня, - сказал повеселевший Волчонок.
- Ты еще раз подтвердил, что можно обойтись и без подсказки, - отметил
Еж. - А сказка у тебя
получилась очень романтичная. И про отдых надо подумать не только
снежинкам, но и нам.
Наступает время каникул. Они не такие длинные, как летние, но все
же почти две недели.
- Конечно, летние каникулы целых три месяца, - подтвердила Белочка.
- А есть еще зимние и весенние, но они тоже короткие, - вспомнил
слова папы Лисенок.
- Важна не длина каникул, а как мы их проведем, чтобы как следует
отдохнуть, - высказал свое мнение Медвежонок.
- На каникулах вы сможете играть, высыпаться, встречаться с друзьями
и многое другое. А потом -
вновь в школу, к новым дорогам и к новым знаниям.
Этими словами Учителя и закончилась первая четверть наших первоклассников.
Предлагаемые шестнадцать сказок включили основной материал по школьной адаптации, поэтому их лучше использовать в первой четверти, два раза в неделю. Эти сказки содержат позитивные модели поведения для детей и взрослых. Некоторая идеализация образа учителя соответствует возрастным требованиям и особенностям личности старшего дошкольника и младшего школьника. После прослушивания этих сказок повышается учебная мотивация, понижается уровень тревожности, дети хотят учиться в школе, справляться со своими трудностями.