Хорошо известно, что
общительный ребенок пользуется намного большей популярностью у сверстников и
имеет больше шансов на успешную карьеру и гармоничные отношения в его будущей
семье.
Исследования показывают, что к
застенчивости есть генетическая предрасположенность, выражающаяся в виде
избегания ребенком всего нового, в частности, - избегания новых контактов. Однако, существует еще один мощный фактор.
Робкий ребенок избегает контактов,
потому что у него нет успешного опыта общения с малознакомыми ему людьми. А
такой опыт невозможен без владения ребенком некоторыми базовыми навыками
общения.
Задача родителей – научить его этим
навыкам. Некоторые дети учатся навыкам общения налету, другим нужна небольшая
тренировка. Это не сложно, так как проблема страха общения в значительной
степени решается умением ребенка уверенно применять всего 3-4 фразы.
1. Научите его знакомиться
Умение знакомиться – уже полдела. Многие
дети боятся подойти и познакомиться просто потому, что не знают что сказать. Порепетируйте:
сначала вы играете роль ребенка, а он – того мальчика на площадке. «Ты
подходишь и говоришь: «Привет, меня зовут Ваня, а тебя?»» Вот и все. «Теперь я
– тот мальчик, а ты – подходи и знакомься со мной, говори «Привет, меня зовут
Ваня, а тебя?».
Если ребенок повторил за вами,
отпразднуйте это, как минимум, захлопайте в ладоши и похвалите. Если он не
проявляет желания поиграть с вами в эту игру, предложите ему другую – разыграйте
эту сценку между его любимыми куклами (машинками, динозаврами и пр.).
Кроме этого, научите ребенка, когда он
произносит заветную фразу смотреть в глаза, улыбаться (очень важно!) и, для
детей постарше, протягивать руку.
2. Научите его присоединяться к группе
Многие дети с интересом наблюдают за
группой сверстников, увлеченно играющих неподалеку, но не решаются подойти и присоединиться.
Научите его как это сделать.
Дети обожают инициативных и гибких.
Первое качество проявляется в речи фразой «А давайте…», а второе - «Ну,
хорошо…»
Точно также как и репетицию знакомства,
проигрывайте эти две фразы в разных вариациях между собой или с игрушками. А
главное, сами проявляйте инициативность и гибкость в жизни, - помните о силе
личного примера.
3. Научите его интересоваться и задавать
вопросы
Умение слушать, особенно активно
слушать, - самый редкий и самый мощный из всех навыков общения. Развитие этого
навыка – несомненно одна из главных задач воспитания детей. Активно слушать –
означает проявлять интерес к словам говорящего и задавать уточняющие вопросы.
Выберите 2-3 темы, которые интересуют
всех детей, например, «увлечения», «друзья», «что ты больше всего любишь»,
«музыка» и т.д. Разучите с ребенком 2-х шаговую технику по каждой теме: первый
шаг – проявление интереса по одной из тем, второй – уточняющий вопрос.
Продемонстрировать свой интерес можно
одним вопросом: «Скажи, во что ты любишь играть?», «У тебя есть друзья?»,
«Какая группа тебе больше всего нравится?». Уточняющий вопрос зависит от
ответа.
Помогите ребенку освоить по одной фразе по каждой теме, и прорепетировать с ним
несколько вариантов уточняющих вопросов, чтобы он понял сам принцип уточнения
(привязка к ответу на первый вопрос). Методы те же: роли и личный пример.
Главное – покажите ребенку, как слушать,
не перебивая. Выражайте бурную радость по поводу каждого, пусть малого,
продвижения вперед.
4. Научите хвалить собеседника
Еще пара полезных фраз и ребенок будет
удивлен неожиданным вниманием и доброжелательностью к себе со стороны
сверстников (и, наверняка, восхищением со стороны взрослых).
Эти фразы, как по волшебству, меняют
отношения людей к человеку их произносящему. Они просты, но обладают огромным
по силе потенциалом влияния на собеседника. Вот они: «У тебя это здорово
получается!», «Отличный выбор!», «Как тебе это удалось?!» и тому подобные.
Используйте их сами и учите ребенка. Результат вас удивит.
5. Поощряйте смелость
Не забывайте, что на более глубоком
уровне (в отличие от полезных фраз) основное противоядие застенчивости (и
многим другим дезадаптивным моделям поведения) – смелость.
Поощряйте разумный риск и подталкивайте
к нему ребенка во всем и всегда, когда это только возможно. Особенно, когда
ребенок делает что-то в первый раз. Без такого опыта гармоничное развитие
ребенка невозможно.
Девиз смелости и решительности «Давай
попробуем!» Говорите эту фразу (и поступайте соответственно), и она глубоко
засядет в подсознание ребенка, обеспечивая ему жизненные силы и энергию для
решения любой жизненной задачи.
Смелое поведение довольно легко
закрепляется, так как ощущение риска сопровождается возбуждением, делающим мозг
ребенка восприимчивым, и ваша похвала и радость успеха быстро и прочно
фиксирует опыт как правильный.
Предлагаем 2 упражнения:
· Выберите три наиболее полезных для вашего ребенка фразы и отрепетируйте их в ролевой игре, как описано выше. Применяйте их в собственной речи, чтобы ребенок слышал их от вас и мог копировать.
Тренируйтесь во дворе, в гостях, везде, где есть возможность. Поддержите ребенка перед «большим самостоятельным плаванием», повторите фразы (генеральная репетиция), сами стойте поодаль и знаками подбадривайте и показывайте свое восхищение его успехом. Ваша роль внимательного и доброго тренера непременно принесет свои плоды.